Нынешняя поездка в Стамбул стала подарком: нам с сестрой явно надо было проветриться, у Ани очень кстати подвернулся день рождения - и я положила Стамбул к её ногам.
В этот, четвёртый, визит в Город, количество, наконец, перешло в качество, произошел скачок - и я поняла, что готова быть гидом для индивидуальных непродвинутых туристов, тех, кто Византию проходил в шестом классе и знает песню "не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна". Т.е., выяснилось, что я могу составить экскурсионный маршрут и учесть при этом погоду-часы работы-длительность пешей части-транспорт-наличие туалетов/кафе и еще чтобы человек при этом не устал от впечатлений. Первые три или четыре дня мы ходили так: смотрели на что-то, например, османское, потом я говорила: "Теперь мы пойдем в совсем другое место" - и мы шли совсем в другое место за углом, напимер, византийское. Потом я опять говорила: "Теперь мы пойдем в еще более другое место" - и мы на метро ехали, например, к небоскребам смотреть на Город с 56 этажа... Благо, Стамбул позволяет найти сотню этих "других" мест. Конечно, Ане понравилось - да и кто бы в этом усомнился!
За пару дней до вылета из забронированного отеля пришло письмо о том, что случилась какая-то проблема с кондиционером, поэтому нас не смогут принять, а взамен предлагают нам отель более высокой категории в том же районе за те же деньги. Конечно, я согласилась! И это оказалось отличное место, в которое я ни за что не попала бы самостоятельно, потому что меня задушила бы жаба - потому что стоил этот Неорион ровно в два раза дороже, чем Восточный экспресс, в который я собиралась...
Во-первых, у нас был чайник с чашками, сахаром и чаем-кофе, и мы им активно пользовались.
Во-вторых, в номере был пополняемый запас рахат-лукума, им мы тоже пользовались.
В-третьих, нам полагались роскошные халаты из хлопка какой-то нежнейшей выделки, и я даже довольно долго крутила его, раздумывая, не прихватить ли его с собой.
В-четвёртых, в отеле был бассейн, до которого мы так и не добрались. Хаммам, естественно, тоже был.
В-пятых, помимо завтрака можно было еще и обедать - обедали мы единожды, для проверки сервиса, потому что в Стамбуле не задаешься вопросом "где поесть?", но с пугающей регулярностью встает вопрос "где взять место в животе, чтобы съесть хотя бы часть того, что хочется?"...
В-шестых, у нас была Картина...
В-седьмых, чай за завтраком можно было наливать из самовара.
В-восьмых, на лестнице рядом с лифтом был прикручен бонджук - амулет с глазиком. В-девятых, к завтраку нам подавали свежую газету - сложенный пополам лист А4, где были новости культуры, расписание работы музеев, прогноз погоды (ни разу не сказал правду!), пара турецких фраз, обзор меню какого-нибудь ресторана, ну и еще что-нибудь интересненькое.
А еще было в-десятых, в-одиннадцатых, и т.д. В-двадцать седьмых, у нас были часы, будильник один раз в гостинице видела, часы ни разу!

В первый день нас засыпало снегом и залило дождем, но это не помешало нам покататься на трамвае и на фуникулере, заглянуть в Голубую мечеть, погулять по Истикляль (во дворе католического собора вертеп и рождественская ёлка - очень странно выглядят посреди Стамбула, впрочем, и сам собор там тоже выглядит странновато), съесть балык экмек на пристани Эминёню и поужинать горой мяса, лепешек и овощей - это все была одна порция шашлыка.

В центре города, на задворках Голубой мечети нам встретились куры, голуби и чайки... Вообще, в этот раз на моих фотографиях оказалось какое-то запредельное количество птиц.Там же, на задворках - развалины Большого Дворца, тут же автостоянка, и тут же, в двух шагах, куры.

Второй день по плану начался с подземной цистерны, продолжился дворцом Топкапы и завершился Аквариумом с акулами.

Из каменной мостовой вырос маленький каменный грибокВсё-таки Стамбул - очень весёлый город!

Пляшущие человечки с египетского обелиска. Я не поленилась притащить с собой в Стамбул толстенный путеводитель С.Иванова "В поисках Константинополя", и не пожалела об этом ни капли. В нем-то мы и вычитали всякое интересное про изображения на колонне. Зеленый попугай из Дворца Топкапы. Как же мерзко они орут!
Еще фауна...
И флора с архитектурой.

После дворца мы поехали в один из Стамбульских аквариумов - чтобы соблюсти принцип разнобразия впечатлений. Аквариум - отличный! Рыбы - всякие! Видели, как кормят скатов, маленькие скатики, похожие на шляпки, аккуратно ели рагу из осьмингов. Видели акул, все-таки у них очень недружелюбный вид. Видели шоу аквалангистов - там дядька в акваланге лег на дно и начал кольца воздуха выдувать, некоторые так с сигаретным дымом умеют обращаться. На кусок тропического моря посмотрели, с кораллами и цветными рыбками. Понравилось! А вот в стамбульской ИКЕА не понравилось - точь в точь, как в Москве, разве что ассортимент чуть побольше.
Скаты.""Аня, сфотографируй меня с акулой!" - "Ага"

В этот день мы видели людей интересных профессий - "охранник гарема" и "аквалангист в аквариуме".
Про Айя-Софию и музей Мозаик писать не буду, все уже описано и расписано неоднократно. Напишу лучше про tasty kebab - это мясо, запеченное в глиняном кувшине. И приносят его на большом подносе с горящими углями. Потом следует ряд сложных манипуляций с огромными ножами, углями, рукаицей-хваталкой, - а пламя пышет, дым идет, все смотрт... Потом - р-р-раз! - и ножом как мечом по этому кувшину. Горлышко отваливается, мясо из кувшина выкладывают в тарелку, все аплодируют. Ну, вкусное мясо, да. Но смотреть интереснее, чем есть, особенно в темноте :) Во время ужина боролись с кошками, их все прибывало и прибывало, завершили ужин мы, кажется, на пяти. Кошки просили свою долю мяса (рента? налог?), а когда мы доели, переместились к соседнему столу.

Из совсем нового мне в этот раз досталась смотровая площадка на 56 этаже и там же веселый аттракцион Sky Ride - "полёт" над Стамбулом на вертолете, с залетом во все основные достопримечательности, с запахом благовоний в гареме и забрызгиванием водой в Цистерне. Ну и трясет при этом, как положено на вертолете. Весело было!

Рыбный ресторан на Галатском мосту

И угораздило нас взять тарелку mix, чтобы все попробовать! Еле справились...На выходе Аня предложила взять с собой рыбные кости, чтобы "покормить котиков" и я как-то бездумно согласилась. Вечером мы про кости и про котиков напрочь забыли, утром сумку открываю - какая неожиданность, косточки в салфеточке. Зажали кости в руке, чтобы опять не забыть, дошли до ближайшего котика, показываем ему кости - а он морду воротит и обливет нас презрением, как котики это умеют... Нам даже стыдно стало. Ну, мы кости положили на землю около дерева, может,хоть чайки соблазнятся, и пошли дальше. Заходим за угол, а там на тротуаре лежит лист А4 и на нем навалена гора порезанной колбасы! Понтно, почему рыбные скелетики были встречены без энтузиазма. Вечером(!) еще лежал под деревом хвостик от нашей рыбки!!!

Обещанные птицы:

Со скворцом мы поговорили, я пригласила его в скворечник на нашей липе, он обещал подумать над этим предложением.

Вот еще симпатичные бакланы:
Бурный диспут.Троица "меньшевиков" гордо покидает собрание.

Про толерантность:

Крепость Румели, построенная в самом узком месте Босфора за 4 с половиной месяца, наконец-то, мне удалось до нее добраться:

Парк Гюльхане, с зелеными попугаями и гнездящимися цаплями, в этот раз мы, во-первых, увидели, как вороны и чайки играют стаканчиками из-под рассады (предварительно вытаскивая стаканчик из ящика и вытряхива рассаду!), а во-вторых, зашли в роскошный музей исламской науки и технологии... Ну, в-общем, двое людей с не самым плохим техническим образованием довольно долго пялились в витрину с какими-то астролябиями, пытаясь понять, как оно работало в 8 веке... И аппарат для перегонки (или возгонки?) розовой воды меня очень впечатлил!

Всякое:

Чудо-знак: с 7 до 10 одна полоса сюда, две туда, с 17 до 20 наоборот, а в промежутке - как договоритесь!

Дальше сочинять что-то лень, я просто перепишу сюда текст из вахтенного журнала:
Из крепости пошли в сторону дома пешком, любуясь по дороге рыбаками (полно!), рыбками (мало) и яхтами (еще больше, чем рыбаков!), и дошли ни много, ни мало до Арнавуткёя. А там поняли, что пора бы передохнуть и плюхнулись за столик первого попавшегося ресторана. А ресторан оказался жутко пафосным, поэтому рыбы мы наели аж на 100 лир! Зато официант смахивал несущетвующие крошки со стола специальной палочкой вроде линейки без делений, открывал пакетики с влажными салфетками и чуть ли не ботинки нам чистил под столом... Но рыба была божественной. Свежайшая, слегка запеченная, с вынутыми костями... М-м-м-м...
После рыбки сели в набитый автобус, доехали до Каабаташа, пересели в пустой трамвай, вылезли на Эминёню, пошли на рыной - и попали в такую толкучку, каких я и не видывала! Еле выбрались...
По дороге домой зашли попробовать гнездышки из кадаифа (это такая тонкая вермишель из теста) с орехами - и разочаровались ужасно: гнёздышки сухие, орехи сухие, чай в чашке, а не в стаканчике :(
Пришлось немножко передохнуть, два раза переупаковать сумку и идти в правильную кондитерскую к Хафизу Мустафе. Хамиз Мустафа полностью реабилитировал восточные сладости! Меню там - толщиной с телефонный справочник и выбирать можно только методом тыка, зажмурив глаза. Еще и чай в подарок дарят!
Утро последнего дня началось с платья. Потому что накануне вечером выяснилось, что Света-таки ждёт в подарок платье, причем не просто какую-нибудь футболку, а что-то девочковое. Ну мы и сорвались с утра пораньше за девочковым. А в 8 утра в воскресенье в Стамбуле все закрыто. А где открыто - там платьев нет! Уже и сумку купили - платье упаковывать, а платья все нет! Магазины закрыты, Гранд Базар заперт и переулки вокруг него как пустыня.
Я было совсем пригорюнилась, но уже около Султанахмета Аня потянула меня в очередную сувенирную лавку - и случилось чудо! На радостях накупили еще гору всякой ерунды, и я еще пять раз переупаковала сумку.
А уже совсем напоследок нам выдали бесплатный трансфер до аэропорта и по коробке фундучного лукума, просто так, потому что мы приятные гости (это они еще не знали, что я своей новой сумкой им пол слегка поцарапала). С портье мы только что не обнимались, всхлипывая из-за предстоящей разлуки...
Ну, а дальше все понятно: Ататюрк, очередь на вход, в очереди на регистрацию китайские гимнасты перекладывали свои булавы и канаты из чемодана в чемодан, но у них все равно случился перевес. Купили еще гору ерунды. Я пыталась наесться впрок чорбой и баклажанами, Аня ела Последний Бёрек...
В Москве ветер и дождь/снег/слякоть...До встречи, Стамбул!

UPD: Этот путеводитель я составила для коллеги, летевшей в Стамбул на три дня. Горжусь! Неделю сочиняла, текст писала, карты с маршрутами рисовала... Зацените.
Когда вернется - допрошу с пристрастием и проведу работу над ошибками.